|
Создание
театрально-языкового социума
(новые технологии)
|
Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Идея использования приёмов театрализации и драматизации отдельно в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Инновация моей деятельности заключается в следующем:
- она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;
- в основу репертуара положены не абстрактно выбранные драматические произведения, а языковой (фонетический, лексический, грамматический, культуроведческий) материал, соответствующий требованиям государственного стандарта преподавания английского языка;
- участниками театра являются только те дети, которых мы обучаем на уроках английского языка;
- педагоги являются авторами инсценировок, создаваемых на базе литературных произведений.
Большинство стихотворных и прозаических текстов написаны с максимальным использованием как аутентичных источников, так и современного программного материала.
Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся навыков свободного языкового самовыражения. Указанная цель раскрывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего и образовательного.
Воспитательный компонент цели заключается:
- в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу стран изучаемого языка;
- в воспитании культуры общения;
- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Участие в театрализованных постановках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентации, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.
Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
В целом процесс театральной деятельности призван сформировать у детей способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Достижение вышеозначенных целей осуществляется путем решения целого ряда задач, посредством формирования у учащихся следующих умений и навыков:
- постановка артикуляции;
- формирование, развитие и корректировка фонетических навыков;
- совершенствование интонационных навыков;
- овладение ритмом;
- активизация программной (базовой) лексики и модернизация лексической базы;
- расширение фоновых знаний по языку;
- последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми знаниями, навыками и умениями;
- формирование навыков комплексного анализа национальной языковой культуры англоязычных стран;
- эффективный синтез знаний из различных наук и учебных предметов (английский язык, английская и американская литература, отечественная и всемирная история, география и др.).
Такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий:
1. Добровольность участия.
2. Сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителей.
3. Четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел.
4. Эстетическая выразительность, новизна содержания, форм и методов работы.
5. Наличие перспектив деятельности.
6. Активность всех участников.
7. Использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся.
|