Мы живем в едином взаимосвязанном мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры — владение иностранным языком становится одной из важнейших компетентностей современного человека. То, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои мысли и чувства, свое отношение, зависит, насколько его отношения с людьми будут успешными. Ведь еще Сократ говорил: «Скажи, чтоб я тебя увидел».
|
Реформы в обществе влекут за собой реформы в школе. Одно из направлений реформирования школы — это уровневая дифференциация образования. Понятие дифференциации часто нечетко отделяют от индивидуализации. Жестких границ между ними действительно не существует, но при этом следует понимать, что если индивидуализация строится на учете индивидуальных особенностях детей, то дифференциация призвана учитывать общие особенности, наиболее характерные для часто встречающихся типов групп.Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации.Внутренняя дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей на основе выделения разных уровней усвоения знаний (но не ниже базового), применяя различные педагогические технологии: фронтальная, групповая, коллективная и парная работа постоянного и сменного состава.К группам внешней дифференциации, созданных на основе определенных принципов (интересов, склонностей, темпа изучения учебного материала, по проектируемой профессии), предъявляемые учебные требования и содержание образования различаются.В современных условиях, когда в школе происходит постоянный приток новых учеников, создается проблема гетерогенности — отсюда и разноуровневость учеников, то есть внутренняя дифференциация. Это подразумевает различный уровень общих способностей учеников: коэффициент интеллекта, общей креативности, взаимосочетания мотиваций, сложившихся ранее умений и навыков, умение работать самостоятельно (самодисциплинированности), что создает ряд проблем для учителей при организации образовательного процесса.Разнородность учащихся в классе - объективная реальность. Как ее преодолеть? Используя такие методические приемы, как прозрачность, варьирование темпа урока, разноуровневые задания, задания на выбор, можно достичь заинтересованности учащихся, создать благоприятную психологическую атмосферу, реализовать положительные ожидания учеников и преодолеть разнородность. |
|
MIXED ABILITY CLASSESВ каждом классе объективно существует расслоение на слабых, средних и сильных. Подобная разнородность несет определенный негативный оттенок и воспринимается учителем как недостаток. В течение многих лет эту проблему решали путем деления класса на три потока. Такой прием вряд ли мог решить эту проблему, чаще еще более увеличивал разницу между каждой группой. Ученик приходит в класс, имея в запасе определенный багаж знаний, умений и навыков и непроизвольно переносит все это на процесс изучения иностранного языка. При этом каждый имеет свои слабые и сильные стороны, способности детей по-разному проявляются в различных видах речевой деятельности. Важно различать два аспекта понятия способность: способность к языку и способность к учению. Первый аспект включает объем усвоения материала в единицу времени, второй аспект – набор приемов и методов, необходимых для самостоятельного приобретения знаний и их обработки. Учитель должен учитывать эти факторы и выбирать гибкие методические приемы. Ключевой методический прием работы в разноуровневых классах - прозрачность. Все ученики, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения прозрачности на уроке является предварительный просмотр (previewing). Каждая тема начинается с просмотра всех ее разделов и обсуждения, чему посвящен каждый из разделов. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена информацией. What do you know about…….? Этот прием дает возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания, обнадежить слабых. Ту же информацию можно запросить: What don’t you know about…..? Подобная формулировка вопроса усложняет задачу, делает ее более избирательной, придает чувство общности (каждый ученик, включая сильных, хоть что-нибудь да не знает). |
Поддержка для слабых.
Усложнение задания для сильных.
Чтение. Задание в учебнике. Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она? Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago. |
Очевидно, что эти задания имеют разный уровень сложности и потребуют от учеников применения различных навыков и умений, но именно ученики должны сами определит, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его выполнения. Не бывает вообще слабых учеников. У каждого есть сильные стороны. Если ученик будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.
Список литературы. 1. Ковылева Ю.Э. Задания, развивающие коммуникативные компетенции учащихся при организации групповой работы (на примере курса химии) / Ю.Э. Ковылева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. № 1 2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспрова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Толлигенгерова Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлигенгерова, Г. Голоумова, Г. Канторкова. — М.: Прага, 1994. 4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010. 5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 2. С. 58-64
|